Переход на
новый
ФГОС СОО
с 1
сентября
2023
года
(информация для родителей)
В
целях
обеспечения
единства
образовательного
пространства
приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 августа
2022
года №
732
внесены
изменения в
федеральный
государственный образовательный
стандарт
среднего
общего
образования
(далее
соответственно
– ФГОС,
обновленный ФГОС СОО).
Реализацию образовательной программы
среднего общего образования
в соответствии с обновленным ФГОС
СОО рекомендуется начать
с 1
сентября 2023
года в 10
классах.
Изменения
во
ФГОС СОО:
сравнение
старых
и новых
требований
В обновленном
документе конкретизировали требования
к
планируемым
результатам и структуре
образовательных программ.
Планируемые результаты.
В
новой редакции ФГОС
СОО
подробнее
описываются результаты освоения
основной
образовательной
программы
среднего
общего
образования
(далее – ООП
СОО) –
личностные,
метапредметные, предметные.
Теперь
с таким
подробным
и
конкретным
описанием
планируемых
результатов
педагогам
будет проще
организовывать на уроках
систему
формирующего
оценивания. А
заместителю
директора
–
контролировать
качество обучения.
Личностные
результаты.
Личностные
результаты сгруппированы по
направлениям воспитания:
-
гражданское;
-
патриотическое;
-
духовно-нравственное;
-
эстетическое;
-
физическое;
-
трудовое;
-
экологическое;
-
ценность
научного
познания.
На
первое
место в
перечне
личностных результатов поставили
гражданскую идентичность и
патриотизм. Школа должна
формировать уважение к
памяти
защитников
Отечества и
подвигам
Героев
Отечества,
старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также
необходимо
воспитывать
ценностное отношение к
государственным символам, памятникам,
традициям
народов
России и
достижениям
России
в науке,
искусстве
и
спорте. На уровне
СОО
школьников необходимо вовлекать
в
волонтерскую деятельность
и школьное
самоуправление.
Метапредметные
результаты.
Метапредметные
результаты
конкретизировали по видам
универсальных учебных действий (далее – УУД) и
сгруппировали по трем
направлениям:
-
овладение универсальными
учебными познавательными действиями:
базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
-
овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
общение,
совместная
деятельность;
-
овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самоорганизация, самоконтроль,
эмоциональный интеллект,
принятие себя
и других
людей.
Для каждого УУД выделили
критерии сформированности. Например,
один из критериев, по
которому
будут
оценивать
сформированность регулятивного УУД
«Самоорганизация», – это
умение
ученика делать
осознанный выбор, аргументировать его и брать
ответственность за решение.
А еще
включили
УУД
«Эмоциональный
интеллект». Теперь старшеклассников
будут
учить понимать
свое
эмоциональное
состояние, выстраивать отношения
с
другими
людьми и
разрешать конфликты.
Предметные
результаты.
В
новой
редакции ФГОС СОО определили четкие требования
к предметным результатам по каждой учебной
дисциплине. Например, по
русскому
языку
выпускник
должен уметь
пересказать текст из
300
слов и
написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов.
По литературе
закрепили перечень обязательных литературных
произведений для изучения.
В
учебный
предмет
«Математика» включили
учебный
курс
«Вероятность и
статистика».
Отдельно
описали
предметные
результаты для учебного
предмета
«История»
и
учебных курсов
«История
России»
и «Всеобщая
история». В рамках курса
истории
школьники
будут
изучать
геополитический
кризис 2022 года и его влияние на мировую
систему. После изучения истории
на
базовом
уровне
школьники
должны
понимать
причины и
следствия распада СССР,
возрождения Российской Федерации
как
мировой
державы,
воссоединения Крыма с Россией, специальной военной
операции на Украине
и других
важнейших
событий
XX –
начала
XXI века.
Для
10 учебных дисциплин
установили требования к
предметным результатам для
базового
и
углубленного
уровня. Это
учебные
предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика»,
«Информатика», «История», «География»,
«Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
Предметные области и
предметы.
В новой редакции ФГОС СОО
изменили названия двух предметных областей: «Общественные
науки»
и
«Естественные науки». Теперь
эти
области
называются «Общественно-научные
предметы» и
«Естественно-
научные
предметы»
соответственно. Изменился перечень предметов для
изучения на базовом
и углубленном уровнях. Все
изменения
смотрите
в таблице.
Предметная
область |
Учебные предметы и уровни
изучения
по
ФГОС СОО
(в
редакции
2020
года) |
Учебные предметы
и уровни
изучения в
новой
редакции
ФГОС
СОО
(2022
год) |
Русский
язык
и
литература |
Русский
язык
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Русский
язык
(базовый уровень) |
Литература
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Литература
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Родной язык и
родная
литература |
Родной
язык
(базовый и углубленный
уровень) |
Родной
язык
(базовый уровень) |
Родная литература (базовый и углубленный
уровень) |
Родная
литература
(базовый уровень) |
Иностранные
языки |
Иностранный язык (базовый и углубленный
уровень) |
Иностранный
язык
(базовый и углубленный
уровень) |
Второй иностранный язык (базовый и
углубленный уровень) |
Второй иностранный язык (базовый
уровень) |
Математика и
информатика |
Математика,
включая
алгебру
и начала
математического анализа, геометрию
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Математика,
включая курсы «Алгебра и
начала
математического
анализа»,
«Геометрия»,
«Вероятность
и
статистика»)
(базовый и углубленный
уровень) |
Информатика (базовый
и углубленный
уровень) |
Информатика
(базовый
и
углубленный уровень) |
Общественно-научные
предметы (предыдущее
название
«Общественные
науки») |
История
(базовый
и
углубленный
уровень) |
История,
включая
учебные курсы «История
России» и «Всеобщая история» (базовый и
углубленный
уровень) |
География
(базовый
и
углубленный
уровень) |
География
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Обществознание
(базовый
уровень) |
Обществознание
(базовый
и
углубленный уровень) |
Экономика (базовый
и углубленный
уровень) |
– |
Право
(базовый
и
углубленный
уровень) |
– |
Россия
в мире (базовый
уровень) |
– |
Естественнонаучные
предметы
(предыдущее название «Естественные
науки») |
Физика
(базовый и углубленный
уровень) |
Физика
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Химия
(базовый
и
углубленный уровень) |
Химия
(базовый
и
углубленный уровень) |
Химия
(базовый
и
углубленный уровень) |
Химия
(базовый
и
углубленный уровень) |
Биология
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Биология
(базовый
и
углубленный
уровень) |
Астрономия |
– |
Естествознание |
– |
Физическая
культура, экология
и основы безопасности
жизнедеятельности |
Физическая
культура
(базовый уровень) |
Физическая
культура
(базовый уровень) |
Основы
безопасности
жизнедеятельности
(базовый
уровень) |
Основы
безопасности
жизнедеятельности
(базовый
уровень) |
Экология
(базовый
уровень) |
– |
В новой редакции ФГОС СОО
школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный
язык, родной
язык и литературу. Это позитивное изменение для школ,
которые не
могут обеспечить качественное изучение этих предметов.
Чтобы ввести эти
предметы,
нужны письменные
заявления
родителей.
Объем
аудиторной
нагрузки.
В старшей школе изменили
объем учебной нагрузки. На уровне среднего
общего образования
максимальный
объем
сократили на
74
часа. Теперь
максимальный объем аудиторной нагрузки
старшеклассника составит 2516
учебных часов.
Границы
аудиторной
нагрузки |
ФГОС СОО
в
редакции
2020 года |
ФГОС
СОО
в
редакции
2022
года |
Минимум |
2170 |
2170 |
Максимум |
2590 |
2516 |
Учебный
план.
В учебном плане на уровне
СОО увеличили количество учебных
предметов.
Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13
обязательных предметов: русский
язык,
литературу,
математику, информатику,
иностранный
язык, физику,
химию,
биологию,
историю,
обществознание,
географию,
физкультуру и ОБЖ.
Напомним,
что
сейчас учебный
план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При
этом,
старшеклассники всех профилей изучают восемь
обязательных предметов: русский язык,
литературу, иностранный язык,
математику, историю (или
предмет «Россия в мире»),
физкультуру, ОБЖ и астрономию.
Изменился
подход к
формированию учебных планов. До
изменений
в учебный план профиля включали не менее одного
учебного предмета из
каждой предметной области. Теперь в учебном плане
каждого профиля будет
единый
перечень из
13 обязательных предметов.
Из них
минимум
два предмета
школьники будут изучать
углубленно. |